Сводный отчет об оценке налоговых расходов городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области за 2022 год

  

Сводный отчет
об оценке налоговых расходов городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

 за 2022 год

 

В настоящем отчете приведены сводные результаты оценки налоговых

расходов городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области за 2022 год.

Налоговые расходы – это выпадающие доходы бюджета, обусловленные налоговыми льготами, по местным налогам (налогу на землю юридических и физических лиц и налогу на имущество физических лиц), предусмотренными в качестве мер муниципальной поддержки, в соответствии с целями социально-экономической политики городского поселения Смышляевка.

Целью проведения оценки эффективности налоговых расходов является выявление неэффективных налоговых расходов, разработка рекомендаций о сохранении или об отмене налоговых расходов.

Оценка налоговых расходов проведена в целях сокращения потерь бюджета муниципального образования в разрезе видов местных налогов в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории получателей, оптимизации перечня действующих налоговых льгот в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов:

– постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

– постановления Правительства Самарской области – от 26.06.2019 № 439 «Об утверждении Положения о формировании перечня налоговых расходов Самарской области – и оценке налоговых расходов Самарской области»;

– постановления Правительства Самарской области – от 09.01.2020 № 1 «Об утверждении порядка проведения оценки налоговых расходов Самарской области и оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот Самарской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений правительства Самарской области»;

– постановления Главы городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 06.06.2022 № 348 «Об утверждении Порядка формировании  перечня налоговых расходов, порядка оценки налоговых расходов и методики оценки их эффективности в городском поселении Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области».

Для проведения оценки эффективности налоговых расходов поселения использовались данные о категориях налогоплательщиков, о суммах выпадающих доходов и  количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами, представленными МИФНС России № 16 по Самарской области.

Информационной базой оценки являются данные налоговой отчетности о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам по получателям льгот за 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы (форма 5-МН).

Результаты оценки используются при формировании проекта решения о бюджете городского поселения Смышляевка на очередной финансовый год и плановый период, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ.

В представленном отчете приведены сведения о налоговых расходах городского поселения Смышляевка, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по местным налогам, установленным нормативными правовыми актами, действовавшими в 2018, 2019, 2020, 2021, 2022  году.

Сводный отчет об оценке налоговых расходов включает в себя:

  • краткое описание методики оценки;
  • общую характеристику налоговых расходов;
  • сведения о суммах выпадающих доходов бюджета;
  • оценку целесообразности и результативности налоговых расходов;
  • результаты налоговых расходов.

 

Краткое описание методики оценки

 

Методика оценки налоговых расходов установлена постановлением Главы городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 06.06.2022 № 348 «Об утверждении Порядка формировании  перечня налоговых расходов, порядка оценки налоговых расходов и методики оценки их эффективности в городском поселении Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области».

Процесс оценки налоговых расходов состоит из следующих этапов:

  • распределение налоговых расходов по муниципальным программам и непрограммным направлениям социально-экономической политики городского поселения Смышляевка;
    • 2) доведение информации о налоговых расходах до кураторов налоговых расходов – ответственных исполнителей муниципальных программ;

3) оценка целесообразности отдельных налоговых расходов – определение соответствия целей налогового расхода целям муниципальных программ и целям социально-экономической политики, не относящимся к муниципальным программам;

4) оценка результативности налоговых расходов – определение вклада налоговых расходов в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ и целей социально-экономической политики, не относящимся к муниципальным программам;

5) оценка бюджетной эффективности – сравнение налоговых расходов с альтернативными методами муниципальной поддержки с точки зрения достижения целевых значений показателей (индикаторов) муниципальных программ и непрограммных целей социально-экономической  политики;

6) формирование выводов об эффективности налоговых расходов и рекомендаций по сохранению/отмене льгот, освобождений и иных преференций;

7) формирование сводного отчета об оценке эффективности налоговых расходов.

В соответствии с постановлением Главы городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 06.06.2022 № 348 «Об утверждении Порядка формировании  перечня налоговых расходов, порядка оценки налоговых расходов и методики оценки их эффективности в городском поселении Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области», налоговые расходы делятся на 3 целевых категории:

социальные налоговые расходы – целевая категория налоговых расходов, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;

стимулирующие налоговые расходы – целевая категория налоговых расходов, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджета;

технические налоговые расходы – целевая категория налоговых расходов, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет местного бюджета.

 

Общая характеристика налоговых расходов в 2022 году

 

В 2022 году на территории городского поселения Смышляевка Решением Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 22.11.2021 года № 84/17 «Об установлении земельного налога на 2022год» на основании п.2 ст. 387 налогового кодекса РФ были установлены дополнительные налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на землю:

-юридическим лицам для 1 категории налогоплательщиков:

-органы местного самоуправления городского поселения Смышляевка;

-физическим лицам для 3-х категорий налогоплательщиков:

-лица, имеющие звание «Почетный гражданин городского поселения Смышляевка»;

-лица, имеющие звание «Почетный гражданин Волжского района».

Решением Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 22.11.2021 года № 85/17 «Об установлении налога на имущество  физических лиц на 2022 год» на основании п.2 ст.399 налогового кодекса РФ освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц 2 категории налогоплательщиков:

-физические лица, имеющие звание «Почетный гражданин городского поселения Смышляевка»;

-физические лица, имеющие звание «Почетный гражданин Волжского района».

 

Перечень налоговых расходов, анализ отчета о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам в динамике по годам, объем налоговых расходов в разрезе налогов, и нормативно – правовых актов, устанавливающих налоговые расходы в городском поселении Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, представлены в таблицах №1, №2, №3.

 

 

 

Таблица 1

 

Перечень налоговых расходов в городском поселении Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

Наименование налога Наименование налогового расхода Нормативный правовой акт, которым предусмотрен налоговый расход, структурная единица Период действия налогового расхода Размер налоговой ставки, в пределах которой предостав-ляется налоговый расход Целевая категория налогового расхода (социальная, стимулиру-ющая, техническая) Цель предоста-вления налогового расхода Наименование муниципальной программы (подпрограммы, задачи муниципальной программы), или направления (цели) социально-экономической политики городского поселения, Смышляевка, неотносящиеся к муниципальным программам на достижение которого направлен налоговый расход Наименование целевого индикатора (показателя), определенного муниципальной программой, или направлением (целью) социально-экономической политики городского поселения Смышляевка, не относящимся к муниципальным программам на достижение которого направлен налоговый расход
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Налог на землю юридических лиц Освобождение от уплаты земельного налога органов местного самоуправления городского поселения Смышляевка Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 22.11.2021 года № 84/17 «Об установлении земельного налога на 2022 год» с 01.01.2022  по 31.12.2022 0,3%

1,5%

Техническая, предполагающая уменьшение расходов плательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме за счет бюджета городского поселения Смышляевка Развитие местного самоуправления муниципального образования Прогноз социально – экономического развития Создание условий для развития, совершенствования и повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и реализации отдельных муниципальных полномочий
  Освобождение от уплаты земельного налога лиц, имеющих звание «Почетный гражданин городского поселения Смышляевка» Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 22.11.2021 года № 84/17 «Об установлении земельного налога на 2022 год» с 01.01.2022  по 31.12.2022 0,3%

1,5%

Социальная, обусловленная необходимостью обеспечения социальной поддержки населения Развитие местного самоуправления муниципального образования Прогноз социально – экономического развития Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан
Освобождение от уплаты земельного налога  лиц, имеющие звание «Почетный гражданин Волжского района Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 22.11.2021 года № 84/17 «Об установлении земельного налога на 2022 год»

 

 

с 01.01.2022  по 31.12.2022 0,3%

1,5%

Социальная, обусловленная необходимостью обеспечения социальной поддержки населения Развитие местного самоуправления муниципального образования Прогноз социально – экономического развития Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан
Налог на имущество физических лиц Освобождение от уплаты  налога на имущество физических лиц, имеющих звание «Почетный гражданин городского поселения Смышляевка» Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 22.11.2021 года № 85/17 «Об установлении налога на имущество физических лиц на 2022 год» с 01.01.2022  по 31.12.2022 0,3%,

 

 

Социальная, обусловленная необходимостью обеспечения социальной поддержки населения Развитие местного самоуправления муниципального образования Прогноз социально – экономического развития Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан
Освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, имеющих звание «Почетный гражданин Волжского района Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 22.11.2021 года № 85/17 «Об установлении налога на имущество физических лиц на 2022 год» с 01.01.2022  по 31.12.2022 0,3%,

 

 

Социальная, обусловленная необходимостью обеспечения социальной поддержки населения Развитие местного самоуправления муниципального образования Прогноз социально – экономического развития Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

 

 

 

Таблица 2

Анализ отчета  (5МН) о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам бюджета городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области в динамике по годам

 

                                                                                                                                                                                                                                               тыс. руб.
Показатели Значение показателей
2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
 Земельный налог с юридических лиц  
Количество налогоплательщиков (единиц), в том числе: 96 99 109 107 106
Которым исчислен налог к уплате 94 98 106 105 103
Применяющим налоговые льготы, из них 2 1 6 3 3
Льготы, установленные ст. 395 НКРФ, в том числе по кодам льгот: 1 0 5 2 2
3021120 (Организациям, в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования) 0 0 1 1 1
3021160 (Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного значения) 0 0 0 1 1
Льготы, установленные  НПА представительных органов г.п. Смышляевка:

-органы местного самоуправления г.п. Смышляевка

1 1 1 1 1
Количество земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц 676 664 648 677 581
Количество земельных участков, в отношении которых исчислен земельный налог к уплате, единиц, в том числе в отношении земельных участков: 676 664 610 561 526
отнесенных к землям с/х назначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства 4 14 4 6 6
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности). 150 12 178 151 127
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” 3 1 0 0 7
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 3 0 3 4 4
прочих земельных участков 516 637 425 400 382
Налоговая база (кадастровая стоимость) 6 146 507 5 413 418 3 552 578 5 792 502 7 576 343
Налоговая база (кадастровая стоимость с учетом льгот) 6 146 507 5 413 418 3 552 578 4 969 767 4 884 827
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в том числе в отношении земельных участков: 58 858 58 232 28 338 52 789 53 871
отнесенных к землям с/х назначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства 47 18 20 35 33
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности). 1 382 137 5 279 17 446 14 774
приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства 7 3 0 0 48
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 187 0 126 79 79
прочих земельных участков 57 235 58 074 22 913 35 229 38 937
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот 3264 0 78 0  
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, установленных  НПА представительных органов г.п. Смышляевка 340 0 0 0 0
Земельный налог с физических лиц  
Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц, в том числе: 6 811 7 301 7 691 8 044 8306
Которым исчислен налог к уплате 5 633 6 006 6 261 6 582 7 028
Применяющим налоговые льготы, из них 2 546 2 801 3 226 3 281 3 366
Льготы, установленные п. 5 ст. 391 НКРФ, в том числе 2 493 2 679 3 183 3 247 3 366
3021210 (Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы) 3 3 4 1 1
3021220 (инвалиды I и II групп инвалидности) 110 127 130 137 136
3021230 (инвалиды с детства) 4 7 8 8 12
3021240 (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий) 22 29 63 65 70
3021250 (физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”) 2 2 2 3 3
3021270 (физические лица, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику) 0 1 2 1 1
3021280 (пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание) 2 329 2 450 2 669 2 632 2 649
3021290 (дети-инвалиды) 2 4 5 7 7
3021202 (лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей) 22 133 170 217 246
3021201 (Физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года) 0 56 134 176 241
Льготы, установленные  НПА представительных органов г.п. Смышляевка:

граждане, достигшие возраста 70 лет (по 2021 год)

лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

лица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района

352 317 77 70 6
Количество земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц 6 514 7 031 7 300 7 597 7 925
Количество земельных участков, по которым исчислен земельный налог к уплате, единиц, в том числе в отношении земельных участков: 5 526 5 914 6 172 6 505 6 979
отнесенных к землям с/х назначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства 56 54 79 98 105
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности). 1 051 1 148 1 227 1 214 1 323
Не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” 4 131 4 413 4 550 4 820 5 143
прочих земельных участков 288 299 316 373 408
Кадастровая стоимость 8 203 184 7 645 355 7 990 803 8 817 616 7 761 452
Налоговая база (кадастровая стоимость с учетом льгот), в т.ч. установленные:       7 497 040 6 811 397
 п. 5 ст. 391 НКРФ       705 133 749 562
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в том числе в отношении земельных участков: 24 240 26 976 24 908 34 521 30 291
отнесенных к землям с/х назначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства 1 713 332 338 371 393
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности). 7 938 14 997 12 306 16 771 16 480
Не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” 4 288 2 230 2 314 3 014 3 642
прочих земельных участков 10 301 9 417 9 950 14 365 9 776
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, в том числе установленные: 1 531 1 620 3 149 3 400 2 629
п. 5 ст. 391 НКРФ, в том числе: 1 333 1 409 1 978 2 497 2 626
3021210 (Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы) 1 1 2 0 х
3021220 (инвалиды I и II групп инвалидности) 74 66 104 128 125
3021230 (инвалиды с детства) 1 2 3 6 8
3021240 (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий) 10 12 36 54 61
3021250 (физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”) 1 1 2 13 13
3021270 (физические лица, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику) 0 0 0 0 х
3021280 (пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание) 1 239 1 268 1 661 2009 2 050
3021290 (дети-инвалиды) 0 0 1 2 2
3021202 (лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей) 7 58 87 159 178
3021201 (Физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года)   1 82 126 189
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, установленных  НПА представительных органов г.п. Смышляевка

 

198 211 1 171 903 3
Налог на имущество физических лиц  
Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц, в том числе: 18 718 21 107 23 684 27 203 27 986
Которым исчислен налог к уплате 15 094 16 785 18 549 21 536 22 051
Которым предоставлены налоговые льготы, из них 3 259 4 132 5 059 5 841 6 258
Льготы, установленные Федеральным законодательством, в том числе 3 226 4 107 5 064 5 797 6 208
010106 (Ветераны боевых действий) 29 54 183 182 198
010201 (Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более) 11 9 7 11 22
010202 (Граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия) 0 0 0 19 18
010203 (Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца) 0 0 0 1 1
010301 (Участники ВОВ) 0 0 0 3 1
020100(Инвалиды I группы) 27 35 33 33 34
020200(Инвалиды II группы) 154 180 182 195 201
020500(Инвалиды с детства) 14 14 23 30 32
030100(Пенсионеры по старости (возрасту) 2 920 3 361 3 979 4 257 4 422
040101 (Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”) 12 14 13 10 11
040201 (Физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах) 0 0 1 1 1
040202 (Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику) 1 1 1 1 0
145021 (Физические лица, имеющие хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства) 17 34 39 37 23
021100 (Дети-инвалиды) 8 8 13 24 32
060150 (Налогоплательщики, имеющие трех и более несовершеннолетних детей) 33 297 336 579 648
030500 (Физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года) 0 100 254 414 564
Льготы, установленные  НПА представительных органов г.п. Смышляевка:

лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

лица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района

37 40 39 62 63
Не исчислен налог в связи с применением УСНО 0 3 7 9 11
Количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц, в том числе: 13 001 14 806 16 918 18 743 19 636
Жилых домов 2 489 2 909 3 053 3 352 3 610
Жилых помещений (квартира, комната) 10 146 11 457 13 372 14 877 15 389
Количество строений, помещений и сооружений, по которым налог предъявлен к уплате, единиц, в том числе: 10 519 11 783 13 327 14 791 15 343
Жилых домов 1 194 1 386 1 429 1 594 1 765
Жилых помещений (квартира, комната) 9 064 10 096 11 548 12 833 13 053
Объектов незавершенного строительства 1 2 2 6 36
Гаражей и машино-мест 57 65 63 72 85
Хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства 5 5 15 5 8
Объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НКРФ 62 66 60 71 75
Иных строений, помещений и сооружений 136 163 210 210 321
Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате 6 374 681 6 879 371 7 398 534 8 438 625 30 154 160
Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате, с учетом налоговых вычетов, включая 3 836 359 4 125 457 4 455 452 5 225 606 17 402 173
установленные п.3-6 ст. 403 НКРФ 3 836 359 4 125 457 3 738 975 1 663 328 3 542 642
установленные п.6.1 ст. 403 НКРФ 0 0 97 846 42 180 93 258
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в том числе 9 132 10 737 10 913 13 675 25 956
по жилым домам 1 897 2 350 2 388 3 126 4 236
по жилым помещениям (квартира, комната) 3 200 3 959 4 078 5 137 5 849
по объектам незавершенного строительства 1 1 3 42 190
по гаражам и машино-местам 39 43 41 52 65
по хозяйственным строениям или сооружениям, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства 1 1 3 1 1
по объектам налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НКРФ 2 817 3 111 2 831 3 180 7 959
по иным строениям, помещениям и сооружениям 1 177 1 272 1 569 2 137 7 656
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот из них: 1 958 2 786 3 450 4 172 5 189
По льготам, установленным Федеральным законодательством, в том числе 1 919 2 578 3 192 3 927 4 900
010106 (Ветераны боевых действий) 21 33 75 87 108
010201 (Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более) 3 3 2 8 11
010202 (Граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия) 0 0 0 15 16
010203 (Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца) 0 0 0 0 х
010301 (Участники ВОВ) 0 0 0 0 х
020100(Инвалиды I группы) 13 22 15 20 31
020200(Инвалиды II группы) 94 129 121 152 158
020500(Инвалиды с детства) 10 11 3 5 7
030100(Пенсионеры по старости (возрасту) 1 754 2 221 2 645 3 219 3 729
040101 (Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”) 9 20 20 22 19
040201 (Физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах) 0 0 0 0 х
040202 (Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику) 0 0 0 0 0
145021 (Физические лица, имеющие хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства) 3 6 9 9 9
021100 (Дети-инвалиды) 1 1 2 2 4
060150 (Налогоплательщики, имеющие трех и более несовершеннолетних детей) 11 80 82 106 310
030500 (Физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года) 0 50 218 282 498
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, установленных  НПА представительных органов г.п. Смышляевка 7 11 18 29 44
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с пременением налогоплательщиками УСНО 0 197 240 216 245

 

 

 

Таблица 3

Объем налоговых расходов бюджета городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

                                                                                                                                                                                                                                                тыс. руб.
Налоговый расход 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
Количество плательщиков, в т.ч

льготников

Сумма, всего, в т.ч выпадающие доходы Количество плательщиков, в т.ч

льготников

Сумма, всего, в т.ч выпадающие доходы Количество плательщиков, в т.ч

льготников

Сумма, всего, в т.ч выпадающие доходы Количество плательщиков, в т.ч

льготников

Сумма, всего, в т.ч выпадающие доходы Количество плательщиков, в т.ч

льготников

Сумма, всего, в т.ч выпадающие доходы
Налог на землю юридических лиц 96 58 858 99 58 232 109 28 338 107 52 789 106 53 871
в том числе:                    
органы местного самоуправления 0 0 0 0 1 0 1 0 1 0
Налог на землю физических лиц 6 811 24 240 7 301 26 976 7 691 24 908 8 044 34 521 8 306 30 291
в том числе:                    
Граждане достигшие возраста 70 лет,

Лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

ица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района

53 198 317 211 77 1171 70 903 6 3
Налог на имущество физических лиц – всего, 18 718 9 132 21 107 10 737 23 684 10 913 27 203 13 675 27 986 25 956
в том числе:                    
лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

лица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района

7 39 11 208 39 18 62 29 63 44
Общий итог, всего 25 625 92 230 28 507 95 945 31 484 64 159 35 354 100 985 36 398 110 118
Общий итог, выпадающие 60 237 328 419 117 1 189 133 932 70 47

 

Анализируя динамику показателей по местным налогам за период с 2018 по 2022 год, можно увидеть влияние каждого из них на объем поступления в доход бюджета поселения. Рассмотрим влияние показателей по каждому налогу:

Налог на землю юридических лиц:

Количество налогоплательщиков с 2018 по 2022 год увеличилось на 10 единиц с 96 в 2018 году до 106 в 2022 году, количество земельных участков, учтенных в базе налоговых органов за этот  период уменьшилось на 95 единицы с 676 единиц до 581, налоговая база же, имеет тенденцию к увеличению на 1 429 836 тысяч рублей, с 6 146 507 тысяч рублей до 7 576 343 тысяч рублей, что связано с перерасчетом кадастровой стоимости земли в сторону ее увеличения. Изменение кадастровой стоимости земли, несмотря на увеличение налогоплательщиков и увеличение земельных участков повлияло на уменьшение суммы начисленного налога с 2018  по 2022 год на 4 987 тысяч рублей, с 58 858 до 53 871 тысяч рублей. Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами в 2022 году это 3 организации, две из них получили льготы федерального  значения, установленные ст. 395 НКРФ,  одна организация-льготник, в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, вторая организация – льготник это религиозная организация – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного значения. Одна организация, получила льготу, установленную  НПА представительного органа г.п. Смышляевка – это орган местного самоуправления г.п. Смышляевка.

Налог на землю физических лиц:

Количество налогоплательщиков с 2018 по 2022 год увеличилось на 1495 единиц с 6811 в 2018 году до 8306 в 2022 году, налоговая база, имеет тенденцию к уменьшению на 441 732 тысяч рублей, с 8 203 184 тысяч рублей до 7 761 452 тысяч рублей, что связано с перерасчетом кадастровая стоимость земли. Увеличение налогоплательщиков и уменьшение кадастровой стоимости земли, повлияло на увеличение суммы начисленного налога с 2018  по 2022 год на 6 051 тысяч рублей, с 24 240 до 30 291 тысяч рублей. В 2022 году налоговыми льготами воспользовались 3366 налогоплательщик из них 6 налогоплательщиков воспользовались льготами, установленными нормативно правовыми актами  представительных органов городского поселения Смышляевка, это лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка и лица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района на общую сумму 3 тысячи рублей.

Налог на имущество физических лиц:

Налог на имущество физических лиц, наиболее динамично развивающийся из года в год по всем показателям. Количество налогоплательщиков с 2018  по 2019 год с  18 718 единиц увеличилось на 2 389 единиц и составило 21 107  налогоплательщиков в 2019 году, в 2020 году увеличение на 2577 единицы к предыдущему году составило 23 684 единиц, в 2021 увеличение на 3519 единиц, составило 27203 единиц, в 2022 году рост на 783 единиц, составил 27986 налогоплательщика.  Всего за пять лет количество налогоплательщиков налога на имущество физических лиц увеличилось в 1,5 раза. Количество объектов налогообложения, учтенных в базе налоговых органов за этот  период  также увеличилось почти в 1,5 раза на 6 635 единиц с 13 001 единиц до 19 636. Налоговая база также имеет тенденцию к увеличению на 23 779 479 тысяч рублей, с 6 374 681 тысяч рублей в 2018 году до 30 154 160 тысяч рублей в 2022 году. Увеличение общей кадастровой стоимости, привело к увеличению суммы начисленного налога с 2018  по 2022 год на 16 824 тысяч рублей, с 9 132 до 25 956 тысяч рублей. В 2022 году налоговыми льготами воспользовались 6258 налогоплательщик из них 63 налогоплательщика воспользовались льготами, установленными нормативно правовыми актами  представительных органов городского поселения Смышляевка, это лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка; лица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района на общую сумму 44 тысяч рублей.

Всего 70 налогоплательщиков, воспользовались налоговыми льготами установленными нормативно правовыми актами  представительных органов городского поселения Смышляевка в 2021 году этот показатель составлял 133 единиц (уменьшение 63 единицы из- за отмены льготы, гражданам, достигшим 70 летнего возраста), и общая сумма льгот в 2022 году составила 47 тысячи рублей, по сравнению с 2021 годом снизилась на 885 тысяч, в 2020 году общая сумма льгот составляла 1189 тысяч рублей.

Большую часть объема налоговых расходов  в 2022 году (93,6 % или 44 тысячи рублей) составляют налоговые расходы по налогу на имущество физических лиц.

 

Объем налоговых расходов в разрезе целевых категорий приведен в таблице 4.

Таблица 4

Объем налоговых расходов городского поселения

Смышляевка в 2022 году по целевым категориям

тыс. руб.

 
Нормативный правовой акт Целевая категория налогового расхода Общий

итог

социальная стимулирующая техническая
Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 22.11.2021 года № 84/17 «Об установлении земельного налога на 2022 год»

 

года № 303/76 «Об установлении земельного налога на 2021 год»

3 0 0 3
Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 22.11.2021 года № 85/17 «Об установлении налога на имущество физических лиц на 2022 год» 44 0 0 44
Общий итог 47 0 0 47

 

Объем налоговых расходов в городском поселении имеет социальную целевую категорию. Целью социальных налоговых расходов является поддержка населения, способствует снижению для них налогового бремени, (снижению доли расходов на оплату обязательных платежей), повышению уровня и качества жизни лиц, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка; лиц, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района.  Данные льготы направлены на реализацию мер социальной поддержки населения, повышение социальной защищенности граждан, что соответствует стратегии прогноза социально-экономического развития в городском поселении Смышляевка. Социальным эффектом от предоставления налоговых льгот служит повышение уровня жизни граждан.

Все социальные налоговые расходы признаны эффективными поскольку отвечают общественным интересам, направлены на повышение уровня и качества жизни граждан, являются дополнительными мерами социальной поддержки, а также направлены на решение социальных задач экономической политики муниципального образования городское поселение Смышляевка.

Стимулирующие налоговые расходы – это преференции в виде пониженных ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений, гаражей и автостоянок,  для разработки полезных ископаемых. Кадастровая оценка земельных участков значительно уменьшила кадастровую стоимость вышеперечисленных категорий земельных участков, а, следовательно, и понизила налоговую нагрузку на организации, владеющие ими на праве собственности. Вследствие этого стимулирующие налоговые расходы в городском поселении не применялись.

Технические налоговые расходы – это налоговые льготы по земельному налогу предоставленные организациям, обеспечивающим выполнение функциональных задач в интересах городского поселения Смышляевка. Технические налоговые расходы направлены на оптимизацию встречных бюджетных финансовых потоков, что позволяет снизить бюджетные расходы на финансирование этих организаций и способствует высвобождению финансовых ресурсов для достижения целей социально-экономической политики городского поселения Смышляевка в целом. Так Администрация городского поселения Смышляевка как орган местного самоуправления освобождена от уплаты земельного налога.

В категорию технических налоговых расходов в 2022 году попал налоговый расходов по освобождению на 100 % от уплаты земельного налога:

-органы местного самоуправления;

Технические налоговые расходы признаны эффективными и востребованными, так как ведут к снижению налоговой нагрузки на учреждение и способствуют сокращению расходов бюджета.

 

Оценка эффективности применения налоговых расходов городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.

В ходе проведения оценки эффективности налоговых расходов осуществлялась оценка целесообразности (востребованность налоговых расходов, соответствие их целям и задачам социально-экономической политики и их результативности.

Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов.  Результаты оценки используются при формировании проекта бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период.

Оценка эффективности налогового расхода городского поселения Смышляевка   включает:

1.оценку целесообразности налогового расхода;

2.оценку результативности налогового расхода.

Критериями  целесообразности налогового расхода являются:

1.Соответствие налогового расхода целям социально-экономической политики городского поселения;

2.Востребованность плательщиками предоставленной налоговой льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и общей численности плательщиков, за пятилетний период.

 

Расчет востребованности плательщиками предоставленной налоговой льготы характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и общей численности плательщиков, за 5-летний период

Таблица 5

Показатель 2018 2019 2020 2021 2022
Численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, чел. 60 328 117 133 70
Общая численность плательщиков, чел 25625 28507 31484 35354 36398
Востребованность, % 0,2 1,1 0,4 0,4 0,2

 

По критериям целесообразности налоговая льгота (расход) поселения является  востребованной. Востребованность в льготах из года в год в большей степени носит стабильный характер и имеет положительное значение 0,2 %.

Оценка результативности налогового расхода городского поселения Смышляевка состоит из:

-оценки вклада предусмотренной для плательщиков льготы в изменение значения показателя (индикатора)  достижения целей социально-экономической политики поселения.

-оценки бюджетной эффективности налогового расхода поселения.

В целях оценки бюджетной эффективности налогового расхода осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льготы и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей социально-экономической политики поселения.

Альтернативные механизмы достижения цели социально-экономической политики поселения не предусмотрены муниципальными  правовыми актами поселения.

Потенциально возможный альтернативный механизм достижения цели социально-экономической политики поселения – предоставление субсидий плательщикам имеющим право на получение льготы за счет средств бюджета поселения.

Предоставление субсидии не является более результативными (менее затратными)  для бюджета поселения альтернативным механизмом достижения цели социально-экономической политики поселения, так как суммы предполагаемых субсидий увеличили бы расходную часть бюджета.

Предоставление налоговой льготы является более результативным для поселения.

Таблица 6

Показатель 2018 2019 2020 2021 2022
Общая сумма налоговых льгот (тыс. руб) 237 419 1189 932 47
Общая сумма местных налогов поселения (тыс. руб) 92230 95945 64159 100985 110118
Результативность, % 0,3 0,4 1,8 0,9 0,04

 

Из таблицы № 6 видно, объем налоговой льготы (расхода) незначителен, в то же время результаты ее предоставления имеют большую социальную значимость, потому как весь объем налоговых расходов с 2018-2022 год приходится на социальные налоговые расходы (100%), которые представлены налоговыми льготами по земельному налогу физических лиц и налогу на имущество физических лиц.

Учитывая, что предоставление налоговых льгот (налоговых расходов) направлено на повышение уровня жизни населения, а именно повышению уровня и качества жизни лиц, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка; лиц, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района, социальная эффективность этих налоговых льгот положительная.

 

Таблица 7

Обобщенные показатели эффективности налоговых расходов

тыс. рублей

Нормативный правовой акт Налог Налоговый расход Налоговые расходы Общий итог
эффективные неэффективные
Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 22.11.2021 года № 84/17 «Об установлении земельного налога на 2022 год» Земельный налог с юридических лиц Освобождение от налогообложения органов местного самоуправления 0   0
Земельный налог с физических лиц Освобождение от налогообложения лиц, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

 

3   3
Земельный налог с физических лиц Освобождение от налогообложения лиц, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района
Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 22.11.2021 года № 84/17 «Об установлении налога на имущество физических лиц на 2022» год» Налог на имущество физических лиц Освобождение от налогообложения лиц, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

 

44   44
Освобождение от налогообложения лиц, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района
Общий итог     47   47

 

С точки зрения целесообразности и результативности налоговые льготы (налоговые расходы), являются эффективными, поскольку носят социальный характер, направлены на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечают общественным интересам,  способствуют решению социальных задач экономической политики муниципального образования по повышению уровня и качества жизни отдельных категорий граждан и имеют положительную бюджетную эффективность.

Исходя из результатов проведенной оценки эффективности налоговых расходов городского поселения Смышляевка, представленным в виде налоговых льгот:

 

По освобождению от уплаты земельного налога:

-органам местного самоуправления;

-лицам, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка;

-лицам имеющих звание «Почетный гражданин» Волжского района.

 

По освобождению налога на имущество физических лиц, предоставленному:

-лицам, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка;

-лицам имеющих звание «Почетный гражданин» Волжского района.

 

Все перечисленные налоговые расходы признаны эффективными и не требуют отмены, предлагается сохранить льготы на следующий финансовый год.

 

 

Руководитель финансового управления                                               Т.О. Анипченко