Сводный отчет об оценке налоговых расходов городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области за 2023 год

  

Сводный отчет
об оценке налоговых расходов городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

 за 2023 год

 

В настоящем отчете приведены сводные результаты оценки налоговых

расходов городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области за 2023 год.

Налоговые расходы – это выпадающие доходы бюджета, обусловленные налоговыми льготами, по местным налогам (налогу на землю юридических и физических лиц и налогу на имущество физических лиц), предусмотренными в качестве мер муниципальной поддержки, в соответствии с целями социально-экономической политики городского поселения Смышляевка.

Целью проведения оценки эффективности налоговых расходов является выявление неэффективных налоговых расходов, разработка рекомендаций о сохранении или об отмене налоговых расходов.

Оценка налоговых расходов проведена в целях сокращения потерь бюджета муниципального образования в разрезе видов местных налогов в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории получателей, оптимизации перечня действующих налоговых льгот в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов:

– постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

– постановления Правительства Самарской области – от 26.06.2019 № 439 «Об утверждении Положения о формировании перечня налоговых расходов Самарской области – и оценке налоговых расходов Самарской области»;

– постановления Правительства Самарской области – от 09.01.2020 № 1 «Об утверждении порядка проведения оценки налоговых расходов Самарской области и оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот Самарской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений правительства Самарской области»;

– постановления Главы городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 06.06.2022 № 348 «Об утверждении Порядка формировании  перечня налоговых расходов, порядка оценки налоговых расходов и методики оценки их эффективности в городском поселении Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области».

Для проведения оценки эффективности налоговых расходов поселения использовались данные о категориях налогоплательщиков, о суммах выпадающих доходов и  количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами, представленными МИФНС России № 16 по Самарской области.

Информационной базой оценки являются данные налоговой отчетности о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам по получателям льгот за  2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы (форма 5-МН).

Результаты оценки используются при формировании проекта решения о бюджете городского поселения Смышляевка на очередной финансовый год и плановый период, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ.

В представленном отчете приведены сведения о налоговых расходах городского поселения Смышляевка, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по местным налогам, установленным нормативными правовыми актами, действовавшими в 2019, 2020, 2021, 2022, 2023   году.

Сводный отчет об оценке налоговых расходов включает в себя:

  • краткое описание методики оценки;
  • общую характеристику налоговых расходов;
  • сведения о суммах выпадающих доходов бюджета;
  • оценку целесообразности и результативности налоговых расходов;
  • результаты налоговых расходов.

 

Краткое описание методики оценки

 

Методика оценки налоговых расходов установлена постановлением Главы городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 06.06.2022 № 348 «Об утверждении Порядка формировании  перечня налоговых расходов, порядка оценки налоговых расходов и методики оценки их эффективности в городском поселении Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области».

Процесс оценки налоговых расходов состоит из следующих этапов:

  • распределение налоговых расходов по муниципальным программам и непрограммным направлениям социально-экономической политики городского поселения Смышляевка;
    • 2) доведение информации о налоговых расходах до кураторов налоговых расходов – ответственных исполнителей муниципальных программ;

3) оценка целесообразности отдельных налоговых расходов – определение соответствия целей налогового расхода целям муниципальных программ и целям социально-экономической политики, не относящимся к муниципальным программам;

4) оценка результативности налоговых расходов – определение вклада налоговых расходов в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ и целей социально-экономической политики, не относящимся к муниципальным программам;

5) оценка бюджетной эффективности – сравнение налоговых расходов с альтернативными методами муниципальной поддержки с точки зрения достижения целевых значений показателей (индикаторов) муниципальных программ и непрограммных целей социально-экономической  политики;

6) формирование выводов об эффективности налоговых расходов и рекомендаций по сохранению/отмене льгот, освобождений и иных преференций;

7) формирование сводного отчета об оценке эффективности налоговых расходов.

В соответствии с постановлением Главы городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 06.06.2022 № 348 «Об утверждении Порядка формировании  перечня налоговых расходов, порядка оценки налоговых расходов и методики оценки их эффективности в городском поселении Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области», налоговые расходы делятся на 3 целевых категории:

социальные налоговые расходы – целевая категория налоговых расходов, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;

стимулирующие налоговые расходы – целевая категория налоговых расходов, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджета;

технические налоговые расходы – целевая категория налоговых расходов, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет местного бюджета.

 

Общая характеристика налоговых расходов в 2023 году

 

В 2023 году на территории городского поселения Смышляевка Решением Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 20.09.2022 года № 138/34 «Об установлении земельного налога на 2023 год» на основании п.2 ст. 387 налогового кодекса РФ были установлены дополнительные налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на землю:

-юридическим лицам для 1 категории налогоплательщиков:

-органы местного самоуправления городского поселения Смышляевка;

-физическим лицам для 3-х категорий налогоплательщиков:

-лица, имеющие звание «Почетный гражданин городского поселения Смышляевка»;

-лица, имеющие звание «Почетный гражданин Волжского района».

Решением Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 20.09.2022 года № 139/34 «Об установлении налога на имущество  физических лиц на 2023 год» на основании п.2 ст.399 налогового кодекса РФ освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц 2 категории налогоплательщиков:

-физические лица, имеющие звание «Почетный гражданин городского поселения Смышляевка»;

-физические лица, имеющие звание «Почетный гражданин Волжского района».

 

Перечень налоговых расходов, анализ отчета о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам в динамике по годам, объем налоговых расходов в разрезе налогов, и нормативно – правовых актов, устанавливающих налоговые расходы в городском поселении Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, представлены в таблицах №1, №2, №3.

 

 

 

Таблица 1

 

Перечень налоговых расходов в городском поселении Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

Наименование налога Наименование налогового расхода Нормативный правовой акт, которым предусмотрен налоговый расход, структурная единица Период действия налогового расхода Размер налоговой ставки, в пределах которой предостав-ляется налоговый расход Целевая категория налогового расхода (социальная, стимулирующая, техническая) Цель предоста-вления налогового расхода Наименование муниципальной программы (подпрограммы, задачи муниципальной программы), или направления (цели) социально-экономической политики городского поселения, Смышляевка, неотносящиеся к муниципальным программам на достижение которого направлен налоговый расход Наименование целевого индикатора (показателя), определенного муниципальной программой, или направлением (целью) социально-экономической политики городского поселения Смышляевка, не относящимся к муниципальным программам на достижение которого направлен налоговый расход
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Налог на землю юридических лиц Освобождение от уплаты земельного налога органов местного самоуправления городского поселения Смышляевка Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 20.09.2022 года № 138/34 «Об установлении земельного налога на 2023 год» с 01.01.2023  по 31.12.2023 0,3%

1,5%

Техническая, предполагающая уменьшение расходов плательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме за счет бюджета городского поселения Смышляевка Развитие местного самоуправления муниципального образования Прогноз социально – экономического развития Создание условий для развития, совершенствования и повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и реализации отдельных муниципальных полномочий
  Освобождение от уплаты земельного налога лиц, имеющих звание «Почетный гражданин городского поселения Смышляевка» Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 20.09.20221 года № 138/34 «Об установлении земельного налога на 2023 год» с 01.01.2023  по 31.12.2023 0,3%

1,5%

Социальная, обусловленная необходимостью обеспечения социальной поддержки населения Развитие местного самоуправления муниципального образования Прогноз социально – экономического развития Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан
Освобождение от уплаты земельного налога  лиц, имеющие звание «Почетный гражданин Волжского района Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 20.09.2022 года № 138/34 «Об установлении земельного налога на 2023 год»

 

 

с 01.01.2023  по 31.12.2023 0,3%

1,5%

Социальная, обусловленная необходимостью обеспечения социальной поддержки населения Развитие местного самоуправления муниципального образования Прогноз социально – экономического развития Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан
Налог на имущество физических лиц Освобождение от уплаты  налога на имущество физических лиц, имеющих звание «Почетный гражданин городского поселения Смышляевка» Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 20.09.2022 года № 139/34 «Об установлении налога на имущество физических лиц на 2023 год» с 01.01.2023  по 31.12.2023 0,3%,

 

 

Социальная, обусловленная необходимостью обеспечения социальной поддержки населения Развитие местного самоуправления муниципального образования Прогноз социально – экономического развития Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан
Освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, имеющих звание «Почетный гражданин Волжского района Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 20.09.2022 года № 139/34 «Об установлении налога на имущество физических лиц на 2023 год» с 01.01.2023  по 31.12.2023 0,3%,

 

 

Социальная, обусловленная необходимостью обеспечения социальной поддержки населения Развитие местного самоуправления муниципального образования Прогноз социально – экономического развития Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

Таблица 2

Анализ отчета  (5МН) о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам бюджета городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области в динамике по годам

 

                                                                                                                                                                                                                                               тыс. руб.
Показатели Значение показателей
2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год
 Земельный налог с юридических лиц  
Количество налогоплательщиков (единиц), в том числе: 99 109 107 106 115
Которым исчислен налог к уплате 98 106 105 103 111
Применяющим налоговые льготы, из них 1 6 3 3 4
Льготы, установленные ст. 395 НКРФ, в том числе по кодам льгот: 0 5 2 2 3
3021120 (Организациям, в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования) 0 1 1 1 1
3021160 (Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного значения) 0 0 1 1 2
Льготы, установленные  НПА представительных органов г.п. Смышляевка:

-органы местного самоуправления г.п. Смышляевка

1 1 1 1 1
Количество земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц 664 648 677 581 543
Количество земельных участков, в отношении которых исчислен земельный налог к уплате, единиц, в том числе в отношении земельных участков: 664 610 561 526 486
отнесенных к землям с/х назначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства 14 4 6 6 7
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности). 12 178 151 127 117
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” 1 0 0 7 1
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 0 3 4 4 4
прочих земельных участков 637 425 400 382 357
Налоговая база (кадастровая стоимость) 5 413 418 3 552 578 5 792 502 7 576 343 7 179 211
Налоговая база (кадастровая стоимость с учетом льгот) 5 413 418 3 552 578 4 969 767 4 884 827 4 898 681
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в том числе в отношении земельных участков: 58 232 28 338 52 789 53 871 56 341
отнесенных к землям с/х назначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства 18 20 35 33 33
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности). 137 5 279 17 446 14 774 14 303
приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства 3 0 0 48 50
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 0 126 79 79 68
прочих земельных участков 58 074 22 913 35 229 38 937 41 887
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот 0 78 0 0 20
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, установленных  НПА представительных органов г.п. Смышляевка 0 0 0 0 0
Земельный налог с физических лиц  
Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц, в том числе: 7 301 7 691 8 044 8306 8750
Которым исчислен налог к уплате 6 006 6 261 6 582 7 028 7 368
Применяющим налоговые льготы, из них 2 801 3 226 3 281 3 366 3 655
Льготы, установленные п. 5 ст. 391 НКРФ, в том числе 2 679 3 183 3 247 3 366 3 655
3021210 (Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы) 3 4 1 1 1
3021220 (инвалиды I и II групп инвалидности) 127 130 137 136 148
3021230 (инвалиды с детства) 7 8 8 12 12
3021240 (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий) 29 63 65 70 76
3021250 (физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”) 2 2 3 3 4
3021270 (физические лица, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику) 1 2 1 1 1
3021280 (пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание) 2 450 2 669 2 632 2 649 2 725
3021290 (дети-инвалиды) 4 5 7 7 10
3021202 (лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей) 133 170 217 246 324
3021201 (Физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года) 56 134 176 241 355
Льготы, установленные  НПА представительных органов г.п. Смышляевка:

граждане, достигшие возраста 70 лет (по 2021 год)

лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

лица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района

317 77 70 6 8
Количество земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц 7 031 7 300 7 597 7 925 8 365
Количество земельных участков, по которым исчислен земельный налог к уплате, единиц, в том числе в отношении земельных участков: 5 914 6 172 6 505 6 979 7 408
отнесенных к землям с/х назначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства 54 79 98 105 110
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности). 1 148 1 227 1 214 1 323 1 465
Не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” 4 413 4 550 4 820 5 143 5 330
прочих земельных участков 299 316 373 408 503
Кадастровая стоимость 7 645 355 7 990 803 8 817 616 7 761 452 8 406 965
Налоговая база (кадастровая стоимость с учетом льгот), в т.ч. установленные:     7 497 040 6 811 397 6 186 959
 п. 5 ст. 391 НКРФ     705 133 749 562 764 776
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в том числе в отношении земельных участков: 26 976 24 908 34 521 30 291 32 265
отнесенных к землям с/х назначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства 332 338 371 393 471
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности). 14 997 12 306 16 771 16 480 15 951
Не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” 2 230 2 314 3 014 3 642 4 072
прочих земельных участков 9 417 9 950 14 365 9 776 11 771
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, в том числе установленные: 1 620 3 149 3 400 2 629 2 826
п. 5 ст. 391 НКРФ, в том числе: 1 409 1 978 2 497 2 626 2 823
3021210 (Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы) 1 2 0 х х
3021220 (инвалиды I и II групп инвалидности) 66 104 128 125 157
3021230 (инвалиды с детства) 2 3 6 8 9
3021240 (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий) 12 36 54 61 57
3021250 (физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”) 1 2 13 13 14
3021270 (физические лица, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику) 0 0 0 Х Х
3021280 (пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание) 1 268 1 661 2009 2 050 2 057
3021290 (дети-инвалиды) 0 1 2 2 3
3021202 (лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей) 58 87 159 178 238
3021201 (Физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года) 1 82 126 189 288
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, установленных  НПА представительных органов г.п. Смышляевка

 

211 1 171 903 3 3
Налог на имущество физических лиц  
Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц, в том числе: 21 107 23 684 27 203 27 986 30 450
Которым исчислен налог к уплате 16 785 18 549 21 536 22 051 24 010
Которым предоставлены налоговые льготы, из них 4 132 5 059 5 841 6 258 6 974
Льготы, установленные Федеральным законодательством, в том числе 4 107 5 064 5 797 6 208 6 932
010106 (Ветераны боевых действий) 54 183 182 198 238
010201 (Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более) 9 7 11 22 18
010202 (Граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия) 0 0 19 18 19
010203 (Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца) 0 0 1 1 3
010301 (Участники ВОВ) 0 0 3 1 1
020100(Инвалиды I группы) 35 33 33 34 45
020200(Инвалиды II группы) 180 182 195 201 200
020500(Инвалиды с детства) 14 23 30 32 38
030100(Пенсионеры по старости (возрасту) 3 361 3 979 4 257 4 422 4 682
040101 (Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”) 14 13 10 11 11
040201 (Физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах) 0 1 1 1 1
040202 (Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику) 1 1 1 0 1
145021 (Физические лица, имеющие хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства) 34 39 37 23 51
021100 (Дети-инвалиды) 8 13 24 32 33
060150 (Налогоплательщики, имеющие трех и более несовершеннолетних детей) 297 336 579 648 813
030500 (Физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года) 100 254 414 564 778
Льготы, установленные  НПА представительных органов г.п. Смышляевка:

лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

лица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района

40 39 62 63 66
Не исчислен налог в связи с применением УСНО 3 7 9 11 8
Количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц, в том числе: 14 806 16 918 18 743 19 636 21 526
Жилых домов 2 909 3 053 3 352 3 610 3 896
Жилых помещений (квартира, комната) 11 457 13 372 14 877 15 389 16 656
Количество строений, помещений и сооружений, по которым налог предъявлен к уплате, единиц, в том числе: 11 783 13 327 14 791 15 343 16 832
Жилых домов 1 386 1 429 1 594 1 765 1 939
Жилых помещений (квартира, комната) 10 096 11 548 12 833 13 053 14 109
Объектов незавершенного строительства 2 2 6 36 36
Гаражей и машино-мест 65 63 72 85 132
Хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства 5 15 5 8 12
Объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НКРФ 66 60 71 75 75
Иных строений, помещений и сооружений 163 210 210 321 529
Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате 6 879 371 7 398 534 8 438 625 30 154 160 33 219 619
Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате, с учетом налоговых вычетов, включая 4 125 457 4 455 452 5 225 606 17 402 173 19 217 699
установленные п.3-6 ст. 403 НКРФ 4 125 457 3 738 975 1 663 328 3 542 642 3 507 809
установленные п.6.1 ст. 403 НКРФ 0 97 846 42 180 93 258 122 660
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в том числе 10 737 10 913 13 675 25 956 32 564
по жилым домам 2 350 2 388 3 126 4 236 5 697
по жилым помещениям (квартира, комната) 3 959 4 078 5 137 5 849 7 773
по объектам незавершенного строительства 1 3 42 190 165
по гаражам и машино-местам 43 41 52 65 95
по хозяйственным строениям или сооружениям, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства 1 3 1 1 31
по объектам налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НКРФ 3 111 2 831 3 180 7 959 10 486
по иным строениям, помещениям и сооружениям 1 272 1 569 2 137 7 656 8 345
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот из них: 2 786 3 450 4 172 5 189 6 441
По льготам, установленным Федеральным законодательством, в том числе 2 578 3 192 3 927 4 900 6 119
010106 (Ветераны боевых действий) 33 75 87 108 175
010201 (Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более) 3 2 8 11 14
010202 (Граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия) 0 0 15 16 29
010203 (Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца) 0 0 0 х х
010301 (Участники ВОВ) 0 0 0 х х
020100(Инвалиды I группы) 22 15 20 31 54
020200(Инвалиды II группы) 129 121 152 158 192
020500(Инвалиды с детства) 11 3 5 7 7
030100(Пенсионеры по старости (возрасту) 2 221 2 645 3 219 3 729 3 729
040101 (Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”) 20 20 22 19 13
040201 (Физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах) 0 0 0 х х
040202 (Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику) 0 0 0 0 0
145021 (Физические лица, имеющие хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства) 6 9 9 9 34
021100 (Дети-инвалиды) 1 2 2 4 7
060150 (Налогоплательщики, имеющие трех и более несовершеннолетних детей) 80 82 106 310 307
030500 (Физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года) 50 218 282 498 498
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, установленных  НПА представительных органов г.п. Смышляевка 11 18 29 44 64
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с пременением налогоплательщиками УСНО 197 240 216 245 258

 

 

 

Таблица 3

Объем налоговых расходов бюджета городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

                                                                                                                                                                                                                                                тыс. руб.
Налоговый расход 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год
Количество плательщиков, в т.ч

льготников

Сумма, всего, в т.ч выпадающие доходы Количество плательщиков, в т.ч

льготников

Сумма, всего, в т.ч выпадающие доходы Количество плательщиков, в т.ч

льготников

Сумма, всего, в т.ч выпадающие доходы Количество плательщиков, в т.ч

льготников

Сумма, всего, в т.ч выпадающие доходы Количество плательщиков, в т.ч

льготников

Сумма, всего, в т.ч выпадающие доходы
Налог на землю юридических лиц 99 58 232 109 28 338 107 52 789 106 53 871 115 56 341
в том числе:                    
органы местного самоуправления 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0
Налог на землю физических лиц 7 301 26 976 7 691 24 908 8 044 34 521 8 306 30 291 8 750 32 265
в том числе:                    
Граждане достигшие возраста 70 лет (до 2021 года),

Лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

ица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района

317 211 77 1171 70 903 6 3 8 3
Налог на имущество физических лиц – всего, 21 107 10 737 23 684 10 913 27 203 13 675 27 986 25 956 30 450 32 564
в том числе:                    
лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

лица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района

11 208 39 18 62 29 63 44 66 64
Общий итог, всего 28 507 95 945 31 484 64 159 35 354 100 985 36 398 110 118 39 315 121 170
Общий итог, выпадающие 328 419 117 1 189 133 932 70 47 75 67

 

Анализируя динамику показателей по местным налогам за период с 2019 по 2023 год, можно увидеть влияние каждого из них на объем поступления в доход бюджета поселения. Рассмотрим влияние показателей по каждому налогу:

Налог на землю юридических лиц:

Количество налогоплательщиков с 2019 по 2023 год увеличилось на 16 единиц с 99 в 2019 году до 115 в 2023 году, количество земельных участков, учтенных в базе налоговых органов за этот  период уменьшилось на 121 единицу с 664 единиц до 543, налоговая база же, имеет тенденцию к увеличению на 1 765 793 тысяч рублей, с 5 413 418 тысяч рублей до 7 179 211 тысяч рублей, что связано с перерасчетом кадастровой стоимости земли в сторону ее увеличения. Изменение кадастровой стоимости земли, несмотря на увеличение налогоплательщиков и уменьшение земельных участков, повлияло на уменьшение суммы начисленного налога с 2019  по 2023 год на 1 891 тысяч рублей, с 58 232 до 56 341 тысяч рублей. Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами в 2023 году это 4 организации, три из них получили льготы федерального  значения, установленные ст. 395 НКРФ,  одна организация-льготник, в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, вторая организация – льготник это религиозная организация – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного значения. Одна организация, получила льготу, установленную  НПА представительного органа г.п. Смышляевка – это орган местного самоуправления г.п. Смышляевка.

Налог на землю физических лиц:

Количество налогоплательщиков с 2019 по 2023 год увеличилось на 1449 единиц с 7301 в 2019 году до 8750 в 2023 году, налоговая база также увеличилась на 761 610 тысяч рублей, с 7 645 355 тысяч рублей до 8 406 965 тысяч рублей, что связано с перерасчетом кадастровая стоимость земли. Увеличение налогоплательщиков и увеличение кадастровой стоимости земли, повлияло на увеличение суммы начисленного налога с 2019  по 2023 год на 5 289 тысяч рублей, с 26 976 до 32 265 тысяч рублей. В 2023 году налоговыми льготами воспользовались 3655 налогоплательщик из них 8 налогоплательщиков воспользовались льготами, установленными нормативно правовыми актами  представительных органов городского поселения Смышляевка, это лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка и лица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района на общую сумму 3 тысячи рублей.

Налог на имущество физических лиц:

Налог на имущество физических лиц, наиболее динамично развивающийся из года в год по всем показателям. Количество налогоплательщиков с 2019  по 2020 год с  21 107 единиц увеличилось на 2 577 единиц и составило 23 684 налогоплательщиков в 2020 году, в 2021 году увеличение на 3 519 единицы к предыдущему году составило 27 203 единиц, в 2022 увеличение на 783 единиц, составило 27 986 единиц, в 2023 году рост на 2 464 единиц, составил 30 450 налогоплательщиков.  Всего за пять лет количество налогоплательщиков налога на имущество физических лиц увеличилось почти в 1,5 раза. Количество объектов налогообложения, учтенных в базе налоговых органов за этот  период  также увеличилось почти в 1,5 раза на 6 720 единиц с 14 806 единиц до 21 526. Налоговая база также имеет тенденцию к увеличению на 26 340 248 тысяч рублей, с 6  879 371 тысяч рублей в 2019 году до 33 219 619 тысяч рублей в 2023 году. Увеличение общей кадастровой стоимости, привело к увеличению суммы начисленного налога с 2019  по 2023 год на 21 827 тысяч рублей, с 10 737 до 32 564 тысяч рублей. В 2023 году налоговыми льготами воспользовались 6974 налогоплательщик из них 66 налогоплательщика воспользовались льготами, установленными нормативно правовыми актами  представительных органов городского поселения Смышляевка, это лица, имеющие звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка; лица, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района на общую сумму 64 тысяч рублей.

Всего 75 налогоплательщиков, воспользовались налоговыми льготами установленными нормативно правовыми актами  представительных органов городского поселения Смышляевка в 2022 году этот показатель составлял 70 единиц (увеличение на 5 единиц), и общая сумма льгот в 2023 году составила 67 тысячи рублей, по сравнению с 2022 годом увеличилась на 20 тысяч, в 2021 году общая сумма льгот составляла 932 тысяч рублей.

Большую часть объема налоговых расходов  в 2023 году (95,5 % или 44 тысячи рублей) составляют налоговые расходы по налогу на имущество физических лиц.

 

Объем налоговых расходов в разрезе целевых категорий приведен в таблице 4.

Таблица 4

Объем налоговых расходов городского поселения

Смышляевка в 2023 году по целевым категориям

тыс. руб.

 
Нормативный правовой акт Целевая категория налогового расхода Общий

итог

социальная стимулирующая техническая
Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 20.09.2022 года № 138/34 «Об установлении земельного налога на 2023 год»

 

года № 303/76 «Об установлении земельного налога на 2021 год»

3 0 0 3
Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 20.09.2022 года № 139/34 «Об установлении налога на имущество физических лиц на 2023 год» 64 0 0 64
Общий итог 67 0 0 67

 

Объем налоговых расходов в городском поселении имеет социальную целевую категорию. Целью социальных налоговых расходов является поддержка населения, способствует снижению для них налогового бремени, (снижению доли расходов на оплату обязательных платежей), повышению уровня и качества жизни лиц, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка; лиц, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района.  Данные льготы направлены на реализацию мер социальной поддержки населения, повышение социальной защищенности граждан, что соответствует стратегии прогноза социально-экономического развития в городском поселении Смышляевка. Социальным эффектом от предоставления налоговых льгот служит повышение уровня жизни граждан.

Все социальные налоговые расходы признаны эффективными поскольку отвечают общественным интересам, направлены на повышение уровня и качества жизни граждан, являются дополнительными мерами социальной поддержки, а также направлены на решение социальных задач экономической политики муниципального образования городское поселение Смышляевка.

Стимулирующие налоговые расходы – это преференции в виде пониженных ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений, гаражей и автостоянок,  для разработки полезных ископаемых. Кадастровая оценка земельных участков значительно уменьшила кадастровую стоимость вышеперечисленных категорий земельных участков, а, следовательно, и понизила налоговую нагрузку на организации, владеющие ими на праве собственности. Вследствие этого стимулирующие налоговые расходы в городском поселении не применялись.

Технические налоговые расходы – это налоговые льготы по земельному налогу предоставленные организациям, обеспечивающим выполнение функциональных задач в интересах городского поселения Смышляевка. Технические налоговые расходы направлены на оптимизацию встречных бюджетных финансовых потоков, что позволяет снизить бюджетные расходы на финансирование этих организаций и способствует высвобождению финансовых ресурсов для достижения целей социально-экономической политики городского поселения Смышляевка в целом. Так Администрация городского поселения Смышляевка как орган местного самоуправления освобождена от уплаты земельного налога.

В категорию технических налоговых расходов в 2023 году попал налоговый расходов по освобождению на 100 % от уплаты земельного налога:

-органы местного самоуправления;

Технические налоговые расходы признаны эффективными и востребованными, так как ведут к снижению налоговой нагрузки на учреждение и способствуют сокращению расходов бюджета.

Оценка эффективности применения налоговых расходов городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.

В ходе проведения оценки эффективности налоговых расходов осуществлялась оценка целесообразности (востребованность налоговых расходов, соответствие их целям и задачам социально-экономической политики и их результативности.

Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов.  Результаты оценки используются при формировании проекта бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период.

Оценка эффективности налогового расхода городского поселения Смышляевка   включает:

1.оценку целесообразности налогового расхода;

2.оценку результативности налогового расхода.

Критериями  целесообразности налогового расхода являются:

1.Соответствие налогового расхода целям социально-экономической политики городского поселения;

2.Востребованность плательщиками предоставленной налоговой льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и общей численности плательщиков, за пятилетний период.

 

Расчет востребованности плательщиками предоставленной налоговой льготы характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и общей численности плательщиков, за 5-летний период

Таблица 5

Показатель 2019 2020 2021 2022 2023
Численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, чел. 328 117 133 70 75
Общая численность плательщиков, чел 28507 31484 35354 36398 39315
Востребованность, % 1,1 0,4 0,4 0,2 0,2

 

По критериям целесообразности налоговая льгота (расход) поселения является  востребованной. Востребованность в льготах из года в год в большей степени носит стабильный характер и имеет положительное значение 0,2 %.

Оценка результативности налогового расхода городского поселения Смышляевка состоит из:

-оценки вклада предусмотренной для плательщиков льготы в изменение значения показателя (индикатора)  достижения целей социально-экономической политики поселения.

-оценки бюджетной эффективности налогового расхода поселения.

В целях оценки бюджетной эффективности налогового расхода осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льготы и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей социально-экономической политики поселения.

Альтернативные механизмы достижения цели социально-экономической политики поселения не предусмотрены муниципальными  правовыми актами поселения.

Потенциально возможный альтернативный механизм достижения цели социально-экономической политики поселения – предоставление субсидий плательщикам имеющим право на получение льготы за счет средств бюджета поселения.

Предоставление субсидии не является более результативными (менее затратными)  для бюджета поселения альтернативным механизмом достижения цели социально-экономической политики поселения, так как суммы предполагаемых субсидий увеличили бы расходную часть бюджета.

Предоставление налоговой льготы является более результативным для поселения.

Таблица 6

Показатель 2019 2020 2021 2022 2023
Общая сумма налоговых льгот (тыс. руб) 419 1189 932 47 67
Общая сумма местных налогов поселения (тыс. руб) 95945 64159 100985 110118 121170
Результативность, % 0,4 1,8 0,9 0,04 0,05

 

Из таблицы № 6 видно, объем налоговой льготы (расхода) незначителен, в то же время результаты ее предоставления имеют большую социальную значимость, потому как весь объем налоговых расходов с 2019-2023 год приходится на социальные налоговые расходы (100%), которые представлены налоговыми льготами по земельному налогу физических лиц и налогу на имущество физических лиц.

Учитывая, что предоставление налоговых льгот (налоговых расходов) направлено на повышение уровня жизни населения, а именно повышению уровня и качества жизни лиц, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка; лиц, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района, социальная эффективность этих налоговых льгот положительная.

 

Таблица 7

Обобщенные показатели эффективности налоговых расходов

тыс. рублей

Нормативный правовой акт Налог Налоговый расход Налоговые расходы Общий итог
эффективные неэффективные
Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 20.09.2022 года № 138/34 «Об установлении земельного налога на 2022 год» Земельный налог с юридических лиц Освобождение от налогообложения органов местного самоуправления 0   0
Земельный налог с физических лиц Освобождение от налогообложения лиц, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

 

3   3
Земельный налог с физических лиц Освобождение от налогообложения лиц, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района
Решение Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 20.09.2022 года №139/34 «Об установлении налога на имущество физических лиц на 2023» год» Налог на имущество физических лиц Освобождение от налогообложения лиц, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка

 

64   64
Освобождение от налогообложения лиц, имеющие звание «Почетный гражданин» Волжского района
Общий итог     67   67

 

С точки зрения целесообразности и результативности налоговые льготы (налоговые расходы), являются эффективными, поскольку носят социальный характер, направлены на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечают общественным интересам,  способствуют решению социальных задач экономической политики муниципального образования по повышению уровня и качества жизни отдельных категорий граждан и имеют положительную бюджетную эффективность.

Исходя из результатов проведенной оценки эффективности налоговых расходов городского поселения Смышляевка, представленным в виде налоговых льгот:

 

По освобождению от уплаты земельного налога:

-органам местного самоуправления;

-лицам, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка;

-лицам имеющих звание «Почетный гражданин» Волжского района.

По освобождению налога на имущество физических лиц, предоставленному:

-лицам, имеющих звание «Почетный гражданин» городского поселения Смышляевка;

-лицам имеющих звание «Почетный гражданин» Волжского района.

Все перечисленные налоговые расходы признаны эффективными и не требуют отмены, предлагается сохранить льготы на следующий финансовый год.

 

 

Руководитель финансового управления                                               Т.О. Анипченко